1 декабря, пятница, 19.00
Презентация книги Елены Элтанг «Побег куманики»
Клуб «Улица ОГИ»
Живущая в Вильнюсе русская писательница Елена Элтанг прежде была известна, главным образом, стихами, хотя в Интернете изредка появлялись и ее рассказы, следующие раннему Набокову в изяществе манеры и меланхоличности картины мира (не случайно персонажи Элтанг, как правило, живут не в своей родной стране хотя и далеко не всегда русские по проихождению: здесь, впрочем, не только набоковский след, но и вполне автобиографический). Первый роман Элтанг один из всё еще нечастых для русской литературы образцов разворачивания поэтической прозы в крупную форму, опыт использования редкого по насыщенности стиля в рамках психологического письма.
3 декабря, воскресенье, 17.00
Вечер поэтов Александра Бараша и Леонида Шваба
Клуб «Билингва»
Бараш и Шваб принадлежат к наиболее значительным фигурам сегодняшней русской поэзии Израиля и этим сходство между ними исчерпывается: в остальном трудно представить себе более разных авторов. Бараш тяготеет к эпосу, в его верлибрах эпизоды и впечатления частной жизни предстают звеньями исторического процесса. Шваб парадоксалист и эскапист, мир его стихов причудливая параллельная реальность ретроспективного характера, осязаемая подлинность которой обеспечивается исключительной точностью слов и интонаций.
4 декабря, понедельник, 19.00
Вечер поэтов Александра Скидана (Санкт-Петербург) и Татьяны Данильянц в цикле «Полюса»
Клуб «ПирОГИ на Никольской»
Обоих авторов объединяет тяготение к верлибру но Данильянц привержена минимализму на грани медитации, а Скидан фрагментарным, но развернутым драматическим монологам.
5 декабря, вторник, 19.00
Вечер поэта Аркадия Драгомощенко (Санкт-Петербург)
Клуб «Улица ОГИ»
Классик петербургской литературы, автор глубокой метафизической лирики, Драгомощенко один из немногих в современной русской поэзии, кто ведет прямой диалог с поэзией мировой.
7 декабря, четверг, 19.00
Вечер поэта Александры Петровой (Рим)
Клуб «Улица ОГИ»
Поэзию Петровой Анатолий Барзах назвал «кристаллизацией ничто»; он же отметил ее преемственность по отношению к теневой, вагиновской традиции в русском стихе XX века. После книги «Вид на жительство» (2000), натолкнувшей критика на эти размышления, Петрова почти не публиковала новых текстов (за вычетом травестийной драмы в стихах «Пастухи Долли»), так что нынешнее направление ее творчества загадка для любителей поэзии.
9 декабря, суббота, 19.00
Вечер поэтов группы РЦЫ (Ирина Максимова, Павел Настин, Евгений Паламарчук, Юлия Тишковская)
Клуб «Улица ОГИ»
Три калининградских поэта и примкнувшая к ним москвичка Тишковская вышли на общероссийскую литературную сцену благодаря созданному ими сайту «полутона», ставшему центральной сетевой площадкой младшего литературного поколения. Собственная поэтика группы перекликается с линией их ближайших соседей рижской поэтической школы, хотя и без свойственной рижанам привязки к остросовременным реалиям. Вечер совмещен с презентацией фотовыставки Настина и Паламарчука «Urban pop poetry» в самом деле, стихи калининградцев (особенно мимолетные миниатюры Паламарчука) очень фотографичны.
10 декабря, воскресенье, 19.00
Презентация книги Александра Бараша «Счастливое детство»
Клуб «Bilingua»
Александр Бараш, один из наиболее известных русских поэтов Израиля, дебютировал этой книгой как прозаик. «Счастливое детство» автобиографической повествование о мальчике из московской интеллигентной семьи 1970-х годов. В вечере принимает участие группа «Мегаполис» с песнями на стихи Бараша.
11 декабря, понедельник, 19.00
Вечер поэтов Евгении Риц (Нижний Новгород) и Ксении Маренниковой в цикле «Полюса»
Кафе-клуб «Пироги на Никольской»
Оба автора принадлежат к числу наиболее ярких фигур младшего поэтического поколения. Их объединяет пристальное исследование мельчайших поворотов частной жизни, недалеким критикам кажущихся необязательными, а в действительности составляющих драгоценный материал для понимания сегодняшнего способа соединения вечного с сиюминутным. Поэзия Риц тяготеет при этом к более гармоничным переживаниям и более привычной просодии, поэзия Маренниковой к большей остроте и изломанности формы и эмоции.
12 декабря, вторник, 19.00
Вечер поэта и перформера Веры Сажиной
Клуб «Жесть»
Сажина малоизвестна в чисто поэтической ипостаси, ее стихи, лежащие в русле неофутуристической традиции, мало публиковались, однако она принадлежит к числу наиболее ярких авторов поэтического перформанса, впечатляя причудливой пластикой и виртуозным голосоведением.
14 декабря, четверг, 19.00
Вечер поэта Дмитрия Лазуткина (Киев)
Клуб «Улица ОГИ»
28-летний киевский поэт Дмитрий Лазуткин редкий случай поэтического билингвизма: его стихи на украинском языке снискали ему на родине несколько литературных премий и репутацию одного из лидеров поэтического поколения, первая русскоязычная книга Лазуткина вышла только что в издательстве «Новое литературное обозрение». Стратегия собирания стихотворения из осколков впечатлений, нанизываемых на неочевидный образный или эмоциональный стержень, роднит поэзию Лазуткина с творчеством Сергея Тимофеева с одной стороны и Андрея Сен-Сенькова с другой.
15 декабря, пятница, 19.00
Вечер поэта Алексея Цветкова (Прага)
Клуб «Улица ОГИ»
Один из наиболее известных современных русских поэтов, Цветков вряд ли нуждается в представлении. Любопытно, однако, что за последние полгода его фигура превратилась в предмет ожесточенной полемики, утратив благостный вид живого классика, так что живая встреча с поэтом, не боящимся резкостей и парадоксов и в стихах, и в публичных высказываниях, не должна быть рутинной.
19 декабря, вторник, 18.30
Литературно-дискуссионный клуб «День второй»
Библиотека имени Тургенева
Предполагаемый разговор будет вокруг стремления литературы (как прозы, так и поэзии) к краткости, к минимальному формату: проза на полстраницы, стихотворение в 2-3 строчки... Насколько в этом можно видеть какую-то тенденцию? насколько потенциал такого минимализма велик? Как это соотносится с другими интерпретациями минимализма в литературе (скажем, с серийностью у Пригова или Бартова)?
21 декабря, четверг, 19.00
Перманентный поэтический фестиваль "Т.ЕРРИТОРИЯ Е.ДИНСТВА" вечер третий
Клуб «Улица ОГИ»
Перманентный поэтический фестиваль «Т.ЕРРИТОРИЯ Е.ДИНСТВА» это вечера, составленные из выступлений четырех очень разных поэтов, предваряемых развернутой критической аннотацией. Фестиваль проводится группой «Культурная инициатива» и Проектом Арго.
В третьем вечере цикла три из четырёх элементов целого определенная неожиданность сами по себе. На фланге актуальной поэзии слушателей ждет встреча с Яной Вишневской, одной из центральных фигур объединения «Вавилон» середины 1990-х, не выходившей на сцену с новыми стихами больше десяти лет. Фланг авангардной представляет петербургский поэт Сергей Завьялов, в последнее время живущий в Финляндии и редко добирающийся до Москвы, тем более с новыми стихами. Фланг постакмеистической традиции отдан юной Марине Мурсаловой, практически незнакомой посетителям столичных литературных вечеров, но неделю назад получившей из рук Олега Чухонцева премию «Дебют», наш проект позволит слушателям узнать, что представляет собой этот новый автор. Ну, и четвертый автор вечера напротив, не нуждающийся в представлении, но всегда чуточку сдвигающийся в сторону от привычного себя Андрей Родионов.
СЕВЕР | Сергей Завьялов (вступление Натальи Азаровой) |
ЗАПАД | Яна Вишневская (вступление Дмитрия Кузьмина) |
ЮГ | Марина Мурсалова (вступление Геннадия Каневского) |
ВОСТОК | Андрей Родионов (вступление Ильи Кукулина) |
26 декабря, вторник, 19.00
Презентация книги стихов Данилы Давыдова «Сегодня, нет, вчера»
(М.: АРГО-РИСК; Тверь: Колонна, 2006 книжная серия журнала поэзии «Воздух»)
Клуб «Жесть»
Критик Данила Давыдов превратился за последние несколько лет в настолько необходимую и привычную фигуру литературного пейзажа, что чуть не заслонил собой поэта Данилу Давыдова. Это было бы типичным оптическим обманом. Критик трикстер, существование его не абсолютно, а относительно, но в случае Давыдова верховный демиург дается нам в одном флаконе со своим бойким двойником. «Трудно Одину спорить с Локи!» сокрушается Давыдов в стихах, но мы-то знаем, что его боренья протекают с самим собой. Обеим сторонам, кажется, удается избежать поражения: лирический посыл и алгебраический скальпель рефлексии просто не могут у Давыдова друг без друга. Остается только следить за тем, чтобы не перепутать, кто из них двоих где.