9 октября, понедельник, 19.00
Вечер поэтов Марии Степановой и Елены Фанайловой в цикле «Полюса»
Клуб «ПирОГИ на Никольской»
Оба автора принадлежат к числу наиболее ярких фигур сегодняшней поэтической сцены, обе получили высшую награду современной русской поэзии Премию Андрея Белого, обе не раз выражали симпатию к творчеству друг друга и высказывали в высокой степени перекликающиеся суждения о положении дел в поэзии и литературной жизни. Однако контраст творческих стратегий Степановой и Фанайловой весьма значителен. Степанова от книги к книге движется от пристального анализа некоторой малости, чаще всего непосредственно данной в ощущении, часто телесной и физиологичной, к синтезу, к наведению мостов между приватным и социально-историческим; ее тяготение к укрупнению формы эскиз намечаемого частного эпоса. Логика движения Фанайловой обратная: из социокультурной данности (чтобы не сказать видимости) она извлекает скрытые или подавленные личные смыслы.
12 октября, четверг, 19.00
Презентация книги Константина Кравцова «Парастас»
(М.: АРГО-РИСК; Тверь: Колонна, 2006 книжная серия журнала поэзии «Воздух»)
Клуб «Улица ОГИ»
Константин Кравцов поэт и священник, один из редких авторов, в чьем творчестве глубокий религиозный фундамент сочетается со свободой от культурной и эстетической догмы. Духовность для Кравцова не раз навсегда закрепленный набор интерпретационных шаблонов, а магнитное поле, позволяющее выстроить и сориентировать сколь угодно разнородные впечатления и представления.
16 октября, понедельник, 19.00
Вечер поэтов Бориса Херсонского и Игоря Вишневецкого в цикле «Полюса»
Клуб «ПирОГИ на Никольской»
В этом случае у выступающих авторов нечастыми наездами бывающего в Москве одессита Херсонского и не так давно вернувшегося после нескольких лет жизни в США Вишневецкого, кажется, более заметно общее, чем различие. Их объединяет, прежде всего, глубокий исследовательский интерес к надличностному началу: роду, этносу, топосу, так или иначе определяющим жизнь человека. Правда, у Херсонского это влияние практически нерасторжимо с катастрофой, гибелью, Роком а Вишневецкий более внимателен к созидательной стороне.
26 октября, четверг, 19.00
Презентация книги стихов Евгения Сабурова «Тоже мне новости»
(М.: Новое издательство, 2006)
Клуб «Улица ОГИ»
Поэтическая серия «Нового издательства» преемница книжной серии Клуба «Проект ОГИ», благодаря своему куратору Михаилу Айзенбергу многие годы служившей одним из основных ориентиров в мире российского поэтического книгоиздания. Открывая новую серию книгами Сабурова, Юлия Гуголева и Анатолия Наймана, издатель обозначает свои приоритеты: постакмеистический мэйнстрим как основная данность + различные стратегии уклонения от нее, стремление, по словам из более ранних стихов Сабурова, «выстрелить собою вбок». Новая книга Сабурова представляет собой в значительной степени единое связное повествование о любви и эротике в контексте старения; стих Сабурова с годами становится все более непринужденным, сближаясь с манерой «лианозовцев» и их наследников.
27 октября, пятница, 19.00
Презентация книги стихов Бахыта Кенжеева «Вдали мерцает город Галич: Стихи мальчика Теодора»
(М.: АРГО-РИСК; Тверь: Колонна, 2006 книжная серия журнала поэзии «Воздух»)
Клуб «Улица ОГИ»
Небольшой сборник, сочиненный как бы между делом мэтром постакмеистического мэйнстрима Бахытом Кенжеевым, построен на игре в некоторую необязательность высказывания, демонстративную расфокусированность поэтики. Передав авторство книги некоему 11-летнему мальчику (в его портрете, открывающем книжку, легко узнаётся детская фотография поэта), Кенжеев иронизирует над многозначительной иронией, неочевидными метафорами, ломкой языковой нормы ради выразительности, а кое-где как будто и прямо пародирует своего давнего друга Алексея Цветкова. В то же время, в отличие от сочинений другой кенжеевской маски, Ремонта Приборова, стихи мальчика Теодора иной раз оборачиваются и лирической стороной.
31 октября, вторник, 19.00
Открытие сезона в Московском клубе хайку и минималистской поэзии: вечер поэта Ивана Ахметьева
Библиотека #27
В новом сезоне куратор клуба Марина Хаген решила расширить концептуальную рамку: наряду с авторами, в большей или меньшей степени ориентированными на следование жанровому канону хайку, выступать здесь будут и поэты, чье тяготение к малой форме не связано жанровыми ограничениями. Впрочем, считается, что поэтический минимализм в любом изводе многим обязан вторжением хайку в западную стиховую культуру. Иван Ахметьев одна из центральных фигур минималистской поэзии, и его миниатюры в некотором смысле ближе всего к хайку, только объектом внимательного всматривания и сопоставления выступает у Ахметьева не природа, а речь.