31 января, среда, 19.00
Вечер журнала поэзии «Арион»
Клуб «ПирОги за стеклом»
Вечер, проходящий в новом цикле «Анонсы», в рамках которого ведущие литературные журналы представляют авторов своих ближайших номеров. Состав участников вечера говорит о стремлении старейшего российского поэтического журнала обратиться к молодой и сетевой аудитории и к завсегдатаям московских литературных клубов: в программе выступления любимцев московской публики (одновременно, в самом деле, постоянных авторов «Ариона») Марии Галиной и Аркадия Штыпеля, популярного в Интернете Игоря Караулова и широко известного в качестве организатора литературной жизни Данила Файзова. «Арионовскую» «старую гвардию» представляет Илья Фаликов лауреат премии журнала и его присяжный критик. Центральным событием вечера обещает стать выступление нечасто участвующей в столичной литературной жизни Веры Павловой.
30 января, вторник, 19.00
Вечер поэта и филолога Дарьи Суховей (Санкт-Петербург)
Московский клуб хайку и минималистской поэзии
Дарья Суховей автор двух книг стихов и множества статей о современной русской поэзии, один из ведущих литературных организаторов Санкт-Петербурга. В программе вечера беседа о современном русском хайку в стиховедческой и историко-культурной перспективе и собственные произведения Дарьи Суховей, написанные в твердых формах, трёхстишия и восьмистишия.
29 января, понедельник, 19.00
Вечер поэтов Екатерины Боярских (Иркутск) и Фёдора Сваровского в цикле «Полюса»
Кафе-клуб «Пироги на Никольской» (ул. Никольская, д.19/21, ст. метро «Лубянка»)
Воскресное выступление Федора Сваровского предваряет его более основательное появление перед публикой на следующий день. Не чуждое самоиронии письмо Сваровского в самом деле решительно контрастирует с нервически-фрагментарной лирикой Боярских, уходящей корнями в уральско-сибирскую рок-культуру.
28 января, воскресенье, 19.00
Перманентный поэтический фестиваль "Т.ЕРРИТОРИЯ Е.ДИНСТВА" вечер четвертый
Клуб «Улица ОГИ»
Перманентный поэтический фестиваль «Т.ЕРРИТОРИЯ Е.ДИНСТВА» это вечера, составленные из выступлений четырех очень разных поэтов, предваряемых развернутой критической аннотацией. Фестиваль проводится группой «Культурная инициатива» и Проектом Арго.
В четвертом вечере цикла выступают три автора, хорошо знакомые посетителям московских литературных клубов: последовательный продолжатель не столько, может быть, русского авангарда, сколько более широкого западного «высокого модернизма» Владимир Аристов, просвещенный консерватор, продолжающий диалог с русским Парижем от Божнева до Георгия Иванова Алексей Кубрик и подвергающий пламенные гинзберговские диатрибы холодновато-аналитической систематизации Валерий Нугатов. Несколько менее известен за пределами Живого журнала только Федор Сваровский, чья работа по реставрации балладного жанра представляет собой элегантный и привлекательный средний путь между крайностями Марии Степановой и Андрея Родионова.
СЕВЕР | Владимир Аристов (вступление Натальи Азаровой) |
ЗАПАД | Федор Сваровский (вступление Дмитрия Кузьмина) |
ЮГ | Алексей Кубрик (вступление Леонида Костюкова) |
ВОСТОК | Валерий Нугатов (вступление Данилы Давыдова) |
27 января, суббота, 19.00
Вечер поэтов-литературтрегеров
Кафе-клуб «Пироги на Зеленом»
Повод, соединивший в одной программе Дарью Суховей из Петербурга, Василия Чепелева из Екатеринбурга и Егора Кирсанова из Нижнего Новгорода, не имеет прямого отношения к их собственной поэзии: каждый из них в своем городе выступает в роли куратора литературных чтений и фестивалей. Поэтика трех авторов имеет мало общего. Фирменная особенность творчества Суховей постоянный выход лирического субъекта в метапозицию по отношению к собственному переживанию и высказыванию, часто приводящий к тем или иным языковым или ритмическим деформациям, экспериментальная природа которых парадоксально сочетается с несомой ими психологической нагрузкой. Лирика Чепелева, любовная по преимуществу, носит гораздо более открытый характер и представляет собой наиболее убедительное выражение типично уральского построения лирической темы, подчеркивающего хрупкость человеческого внутреннего мира и завязывающихся между людьми отношений контрастом с мрачной индустриально-урбанистической средой и агрессивным люмпенизированным социумом. Изящные, насыщенные ассоциациями стихотворения Кирсанова ближе к московской поэтической школе 1990-х, с которой в первую очередь (пусть и не вполне справедливо) связывается альманах «Вавилон» (Станислав Львовский, Олег Пащенко и др.), однако уклонение Кирсанова от отчетливого обозначения лирического «я» делает его тексты заметно герметичнее. При всем том возможность поспрашивать немосковских кураторов об их житье-бытье может представлять отдельный интерес.
26 января, пятница, 19.00
Первые Ковальские чтения
Клуб «Улица ОГИ»
В 1999 году куратор одного из системообразующих литературных клубов Москвы Крымского клуба Игорь Сид провел серию акций, в ходе которых о живом и присутствующем авторе произносились речи, зачитывались мемуары и посвященные ему тексты и т.п. Этот цикл назывался «Первые чтения», в нем прошли Первые Рубинштейновские чтения, Первые Некрасовские чтения, Первые Аксёновские чтения и др. В целом в чтениях 1999 года преобладал элемент чествования, своеобразного внекалендарного юбилея, однако и аналитическая тенденция была представлена. В сезоне 2006/2007 Сид решил возобновить этот проект, начав в декабре с проведения Первых Байтовских и Первых Лукомниковских чтений. Третий вечер цикла посвящен Виктору Ковалю литератору и художнику, автору двух книг иронической поэзии.
25 января, четверг, 19.00
Вечер авторов книжной серии «Премия Андрея Белого»
Клуб «Улица ОГИ»
Серия поэтических сборников, связанная с Премией Андрея Белого, выходила в издательстве «Новое литературное обозрение» на протяжении 5 лет, в ней вышло 20 книг, принадлежащих авторам, ставшим в эти годы лауреатами премии или входившим в шорт-лист. Подводя итоги этого издательского проекта, куратор серии Глеб Морев пригласил для выступления семь поэтов: Михаила Айзенберга, Игоря Вишневецкого, Григория Дашевского, Николая Кононова, Марию Степанову, Михаила Сухотина, Елену Фанайлову. В исполнении Глеба Морева прозвучат и стихи других авторов.
23 января, вторник, 19.00
«О природе поэзии»: Вечер издательства «Новое литературное обозрение»
Клуб на Брестской
Первый из вечеров, приуроченных к 15-летию издательства, составлен из трех разделов, посвященных важнейшим, с точки зрения издателей, «точкам роста» современной поэзии. В разделе «Поэзия и социальное» выступят Александр Левин, Станислав Львовский и Елена Фанайлова, в разделе «Поэзия и театральное» Дмитрий Александрович Пригов и Андрей Родионов, в разделе «Поэзия и визуальное» будут читать и показывать Владимир Строчков и Андрей Сен-Сеньков. Ожидается также едва ли не первое выступление в Москве петербургского поэта Петра Чейгина, чье избранное только что вышло в издательстве. Ведущими вечера выступят Дмитрий Кузьмин, Илья Кукулин и Владислав Кулаков.
19 января, пятница, 19.00
Презентация книги Бориса Херсонского «Семейный архив» (М.: Новое литературное обозрение, 2006)
Клуб «Улица ОГИ»
Одесский поэт Борис Херсонский в последний раз выступал в Москве в октябре, но с тех пор у него вышла первая в России книга, а к презентации должен подоспеть и номер журнала «Воздух» с блоком материалов, посвященных Херсонскому. Локальный эпос Херсонского эта его книга о судьбах бессарабского еврейства на протяжении всего ХХ века замечателен гармоничным сочетанием историософской глубины с точностью множества психологических портретов, из которых он складывается. Визуальный ряд к презентации готовит московский художник Владимир Смоляр.
15 января, понедельник, 19.00
Вечер поэтов Евгении Лавут и Владимира Строчкова в цикле «Полюса»
Кафе-клуб «Пироги на Никольской»
Владимир Строчков, отметивший в минувшем году свое 60-летие выходом капитального тома «Наречия и обстоятельства» всего лишь второй по счету своей авторской книги, на рубеже 1980-90-х гг. стал известен как мастер «полисемантики» поэзии, построенной на виртуозной игре слов, но нацеленной не на шуточные и даже, в большинстве случаев, не на иронико-сатирические, а на вполне экзистенциальные художественные задачи. В 2000-е годы от языкового эксперимента Строчков в значительной степени отошел, удерживая экзистенциальное напряжение, переросшее в мучительный самоанализ, временами напоминающий об Иннокентии Анненском. В этой своей сегодняшней ипостаси он не так далеко отстоит от психологически заостренной и не чуждой мучительного самоанализа поэзии принадлежащей к «поколению Вавилона» Евгении Лавут, чья поэтика более спонтанна, в большей степени строится на фрагменте, беглом очерке, неожиданной детали.